Мое экзистенциальное здоровье: первые три буквы. Юрий Кравченко

healthРешив написать эту статью об экзистенциальном здоровье, я вспомнил два факта. Первый. В моей памяти есть несколько недочитанных статей о чем-то «экзистенциальном». И недочитал я их потому, что они мне показались  слишком абстрактными и  оторванным от моей повседневной жизни.

Факт второй. Когда я спрашиваю у обычных людей, что для них значит слово «экзистенциальный» или с чем оно чаще всего ассоциируется, то в ответ слышу «философия», «смысл», «что-то глубокое», «высокие материи». И они правы. И не правы одновременно.

Экзистенциальная есть не только философия. Есть экзистенциальная психотерапия. Есть экзистенциальный коучинг.

«Экзистенциальное» не обязательно о смысле. Но еще и о чувствах, эмоциях, переживаниях. А также о выборе. О свободе. О смерти и жизни. А еще – о здоровье…

Кстати, длинное слово «экзистенциальный» не такое уж и оторванное от повседневной жизни. Например, слова «стол», «стул», «стать», «стоять», «есть», «естественный» – имеют один древний корень «ст». Этот корень образовывал пра-слово «est» – стоять, становиться, быть, существовать.

И потом, через много веков на разных ветках мирового языкового дерева появились уже и «стул», и «стол», и «existenzia».

Эта статья посвящена экзистенциальному здоровью.

И чтобы не мудрствовать лукаво, я предложу, – как мне кажется, – простое определение, что такое экзистенциальное здоровье и зачем оно.

Экзистенциальное здоровье – это здоровье человеческого духа.

Точно также как физическое здоровье – это здоровье человеческого тела, а эмоциональное и ментальное здоровье – здоровье человеческой души.

Человек триедин. Будучи телом, душой и духом в их целостности и единстве, человек может быть здоров – только когда здоров во всех этих трех измерениях: и телесно, и душевно, и духовно.

Но как подобраться к такой ювелирной и сложной теме, как здоровье человеческого духа?

Мы немного поразмышляем о простых вещах, с которыми начинается работа в позитивной экзистенциальной психотерапии, а также в коучинге экзистенциального здоровья на её основе.

Я поделюсь своими размышлениями и наблюдениями, местами еще сырыми -но значит еще свежими :)

И чтобы это не было просто мозаикой, предложу простую структуру – структуру алфавита.

Но рассмотрим, для начала, лишь первые три буквы… Начала начал экзистенциального здоровья.

 = А =

Активность и пассивность

“Мы часто думаем о том, что нам ждать от жизни. Но редко думаем о том, что жизнь ждет от нас”

Жизнь дарит нам разные подарки и устраивает замысловатые испытания.

Не все из этого нам нравится. Но если жизнь решила обратиться с этим именно к нам, то редко нас это оставит равнодушным. Мы как-то реагируем и откликаемся на вопросы и испытания жизни. Но это бывает по-разному у каждого.

Я могу быть более активным или пассивным, принимать на себя ответственность за то,  что мне делать с очередным  “подарком жизни” или не брать его вовсе.

Быть активным и быть пассивным в ответе на вопросы жизни – это два главных полюса экзистенциальной шкалы.

Активность и пассивность – это также и два полюса здоровья. Любого здоровья. И на примере физического здоровья – это хорошо понятно.

Во второй половине статьи мы более подробно рассмотрим, что именно значит быть экзистенциально активным.

 = Б =

Безопасность и защищенность

Многие направления психотерапии и психологии стоят на том, что потребность в безопасности – это базовая потребность каждого из нас. Что ж, наверно, это правда для большинства людей.

И для обеспечения физического здоровья, действительно, очень важно руководствоваться инстинктом самосохранения.

Но для экзистенциального здоровья человеческого духа этого мало.

Нам тяжело понять героев  первопроходцев, революционеров, лидеров, экспериментаторов, искателей истины, – если мы решим объяснять их поведение через потребность в физической безопасности и самосохранении.

Иногда, они даже действовали и действуют, вопреки этим мотивам. И именно о таких случаях говорят, что “пирамида Маслоу не работает”. Как же понять, “что движет человеком?” (кстати, книгу Альфрида Лэнгле именно с таким названием я рекомендую прочесть).

Мне кажется, для понимания экзистенциального здоровья важно различать три вида безопасности и защищенности:

1 – безопасность и защищенность физическую (тело)
2 – безопасность и  защищенность эмоциональную (душа)
3 – безопасность и защищенность экзистенциальную (дух)

Чем более я экзистенциально пассивен, тем больше я буду чувствовать себя экзистенциально незащищенным.

И наоборот, мои экзистенциальные  активности  укрепляют чувство моей экзистенциальной безопасности и я себя чувствую уютно, спокойно и целостно.

= В =

Вот  здесь мы и развернемся :)

Во введении в великую тему экзистенциального здоровья, букве “В”, как никакой другой, положено стать ключевой.

Мы рассмотрим восемь экзистенциальных данностей и восемь экзистенциальных активностей, важных для экзистенциального здоровья.

Экзистенциальные данности – это те факты и условия нашего существования, которые трудно изменить, точнее сказать, – невозможно изменить.

Но их важно признать и принять.

Бегство от этих данностей будет увеличивать невротическую тревогу. Напротив, встреча с ними, может быть хоть и не всегда радостной, но отрезвляющей и оздоравливающей для нашего духа.

Экзистенциальные активности  -  это возможные здоровые способы нашего отклика на данности жизни.

Их мы можем проявлять и развивать, следуя нашей естественной природе – так это делают дети.

Но иногда, эти естественные здоровые активные отклики нашей внутренней природы оказываются заблокированными жизненными событиями или воспитанием. Тогда их нужно высвобождать с помощью духовных практик, психотерапии или экзистенциального коучинга.

В противовес к активностям, можно рассматривать и  пассивные экзистенциальные реакции на данности жизни. Можно – но мы не будем :) Во первых, потому, что они нам неплохо известны: депрессия, апатия, чувство бессмысленности, обесценивание,  пассивная агрессия, бегство в одиночество, бегство в болезнь.. Во-вторых об этих явлениях написано не мало, как и  всяких других “болячках”.

Но наша статья не о болезнях, а о здоровье.

Экзистенциальные данности важно описать и осознавать, чтобы видеть те ситуации, которые являются критическими для здоровья нашего духа.

А описание экзистенциальных активностей может помочь обратить внимание на важные для экзистенциального здоровья проявления нашего естества.

Восемь  экзистенциальных  данностей

  1. 1.   Вброшенность в мир

Именно так пишут многие экзистенциальные философы. Имея в виду, что не мы выбирали, где, когда и у каких родителей родиться, в какой стране, в каких условиях. И этого уже не изменить.

Это первая данность нашего существования,

  1. 2.   Воплощенность в теле

Мы рождены также в очень конкретном теле, с конкретным полом, генотипом, конституцией.

Изменить это невозможно, а если и бороться  то –  непросто.

Относиться к своему телу как данности – это  не значит потерять шанс улучшать его. Напротив, тело, как и жизнь, – это ценный подарок. И если я его принимаю с благодарностью, то заботиться о нем – в радость. (Кстати, радость редко случается без благодарности. Но это уже другая экзистенциальная история).

  1. 3.   Включенность в конкретную культуру

«Неизвестно,  кто первым, открыл воду. Но точно это сделали не рыбы»

Мы помещены в свою культуру как рыбы в воду.

И точно также, как рыбы замечают не саму воду, а скорее изменение ее состава или ее отсутствие – так и мы, люди, пока помещены в воде своей культуры,  нам все вокруг кажется естественным. Но как только среда меняется, нам становится не по себе.

Ведь культура,  это не только то, что вокруг нас, но и то, что в нас.

И нам хочется,  чтобы одно другому  соответствовало.

Но живем ли мы в своей культуре или в чужой, стремимся ли к оригинальной культуре истоков или нам нравится массовая культура – в любом случае, рыба без воды не может.

И человек без культуры. Это данность.

  1. 4.   Возраст

Возможно, это одна из самых “заметных” данностей в жизни человека.

В особенности, чем человек становится старше, тем она заметней :) Но и молодым не избежать встречи с этим фактом существования. Известно, что определенные системы организма начинают стареть уже “смолоду”. Так, мужчины начинают стареть с 20 лет, а женщины с 25-ти. Однако факт возраста проявляется не только во встрече со старением. Это также встреча с вопросом о самореализации: как много я успел за прожитое время? Что еще хочу успеть? В чем стоит спешить? И в чем не стоит?

  1. 5.    Возможности и ограничения

Физически, мы дышим воздухом из смеси кислорода с другими газами.

Но экзистенциально мы дышим воздухом, состоящим из возможностей и ограничений. Как и  обычный воздух, он наполняет все вокруг нас. И как обычный воздух, его можно загрязнять смогом наших иллюзий.

Видеть одни возможности и не видеть ограничений – такой же самообман, как замечать только ограничения.

  1. 6.    Вина из-за ошибок и проступков

Чувство вины – неприятное чувство. И нам естественно его хочется избежать.

Но, как пишет Мария Луиза фон Франц, “желание всю жизнь оставаться невинным, это бегство от самой жизни”.

Нет, это не значит, что мы должны идти навстречу тем поступкам,  которые вызывают чувство вины.  Но,  так или иначе, рано или поздно,  мы такой поступок совершим. И не один. И если будем честными сами с собой, то почувствуем вину за него.

Эта данность подразумевает встречу с нашим несовершенством  и склонностью к греховным поступкам.

  1. 7.    Вероятность происходящего

“Гарантировать можно только смерть и налоги. Все остальное лишь возможно” – так сказал однажды Бэнджамин Франклин.

Действительно, все, что происходит и будет происходить  – это всего лишь вероятность. И как бы нам не хотелось  что-либо знать наверняка и как бы мы не контролировали самые подконтрольные процессы – мы не можем это знать на 100% или на 100% этим управлять. Это важная встреча, в том числе и с собственной ограниченностью.

  1. 8.    Воля Бога

«Атеисты – тоже верующие. Они верят, что Бога нет»

Однажды моя клиентка, которая любит, управлять  большим количеством процессов в жизни, осознала и сказала во время коучинговой встречи: «Как хорошо, что в мире есть вещи, которые от меня не зависят! Как хорошо, что есть не только моя воля и мой выбор – но еще воля Всевышнего. Мне надо только молиться и на все пусть будет Его Воля».

Также я слышал, как некоторые неверующие с раздражением и сопротивлением реагируют на понятие Воли Божьей.

В таком случае, им подойдут понятия “Великое стечение обстоятельств”, “Вселенский закон” или “Высшая судьба”. Пожалуйста – все на “В” :)

Чтобы быть здоровым – надо быть активным.

Это истина нам хорошо известна в отношении физического здоровья.

 ”Движение может заменить множество лекарств. Но все множество лекарств не заменят движения” – так древние греки описывали важность с физической активновсти для физического здоровья

Экзистенциальное здоровье также определяется подвижностью наших чувств и нашего духа, и также основывается на их активности.

Итак..

Восемь экзистенциальных активностей

Внимание и внимательность

«Мы не можем управлять ничем, кроме внимания»
Дмитрий Шаменков

Внимание – наша первая, самая “тихая” экзистенциальная активность. В отличие от неживых существ, мы способны уделять внимание и направлять его в определенном направлении, а затем в другом. Это настолько естественно и привычно, что мы даже не задумываемся, как это делаем. А зря! Ведь, во многих духовных и психотерапевтических традициях, осознать то, как и куда я обычно направляю свое внимание, как оно «блуждает» – и это и есть начало великого искусства управлять собой.

Быть экзистенциально пассивным – значит позволять вниманию быть захваченным чем-то или кем-то в хаотическом порядке и не осознавать этого захвата. Некоторые политики и рекламисты  общества потребления могут «хорошо» пользоваться этой человеческой нашей слабостью и искусно манипулировать нашим слабо осознанным вниманием – проталкивая через него в нашу голову нужные им мнения и заготовки для решений.

В позитивной психотерапии и коучинге, способность улучшать свою жизнь, часто начинается с вопросов:

  • Каким сферам  и аспектам своей жизни вы уделяете слишком много внимания, а каким слишком мало?
  • Кому из людей вы уделяете слишком много времени, а кому незаслуженно мало?
  • Проявление каких актуальных способностей у других людей сразу привлекает мое внимание и удерживает его?
  • Каким моим актуальным способностям следует уделить больше внимания?

Экзистенциальное здоровье предполагает, что мы уделяем внимание этим вопросам.

Уделяйте внимание своему вниманию! 

  1. 2.    Время как способность

«Когда Бог создал время – он создал его достаточно»
Ирландская пословица

«Не спешите. В гости к Богу не бывает опозданий»
Владимир Высоцкий

Время и его ход – важное свойство, важная данность этого мира. Временем интересуются и физики, и лирики, и философы.

Но с точки зрения позитивной психотерапии и экзистенциального коучинга, время – это еще и наша способность, которая от нас  зависит. Мы способны распределять и уделять время. Мы способны наполнять его. Мы способны время уважать или время обижать. Вспомните «Алису в стране чудес».

Важной частью экзистенциального здоровья есть способность чувствовать ход времени и «идти с ним в ногу», не торопясь, и не отставая. Быть и жить в своем времени. Ценить его. Знать ход своего внутреннего времени и согласовывать его с временем внешним.

В японской культуре существует философия «Кайдзен». Согласно ей, одним из главных принципов бережливого отношения ко времени есть принцип «Точно вовремя: не позже, но и не раньше».

  • Какие у меня отношения со временем?
  • Как много я успеваю из того, что планирую?
  • Если бы время могло чувствовать, то какие бы чувства оно часто переживало в моем отношении к нему?
  • Если к неделе добавить еще 10  часов времени, то куда бы я его распределил?

«Я и Время – против любых двух в этом мире»
Принцип древних монахов

  1. 3.    Взаимодействие

Уделяя внимание и время определенному аспекту своей жизни, или какому-либо вопросу -  у нас появляется шанс улучшить этот аспект или решить этот вопрос. Это важное начало.

Но дальше мы часто совершаем одну ошибку: мы начинаем воздействовать на жизнь, на мир, на другого человека, на самих себя – вместо того, чтобы взаимо-действовать.

Воздействие, на первый взгляд, нельзя отнести к пассивному поведению. Это, вроде бы, активность. Но рано или поздно, для усиления эффекта воздействия мы можем прибегнуть к насилию (над другим, над собой, над жизнью). И тогда сработает важный закон: насилие обернётся со временем бессилием и ослабит наш дух. Мы станем экзистенциально пассивными. Подумайте: любое бессилие, которое проявилось в нашей жизни, так или иначе было связано с насилием.

Экзистенциальное здоровье – это умение совершать усилия духа, избегая крайностей насилия и бессилия. А для этого следует учиться искусству взаимодействия – с собой и со своим телом, своей душой, другими людьми, миром, жизнью, Богом.

  • Я и мое тело: чего больше в наших отношениях – воздействий друг на друга или взаимодействия?
  • Я и моя душа: чего больше в наших отношениях – воздействий друг на друга или взаимодействия?
  • Чего больше в моих отношениях с другими – воздействий друг на друга или взаимодействия?
  1. 4.    Вдохновение

«Без вдохновения – и вдохи, и выдохи имеют меньше ценности»

Наверное, о вдохновении каждый бы сказал по-особенному: и художник, и мыслитель, и проповедник в церкви, и человек, затеявший дома ремонт.

Я скажу как путешественник. Точнее, спрошу. Почему так много людей, – в особенности из европейских стран, Америки, а теперь и стран постсоветских – так много путешествуют в странах Востока? (и я среди них). Дело ли только в отдыхе или познании удивительных культур? Думаю, дело еще и во вдохновении. Мы ищем его!

Утрачивая способность получать вдохновение из глубин своей души и с высоты Неба, многие хотят найти его в других землях..

  • Когда я чувствую себя вдохновленным – то как это я переживаю? На что я способен, чувствуя себя вдохновленным?
  • Что в последнее время вдохновляет меня больше всего?
  • Есть ли что-то, что раньше меня вдохновляло, а теперь все меньше? Как я это себе объясняю? Можно ли объяснить по-другому?
  • Как можно научиться вдохновляться по-новому?

Способность искать и находить вдохновение, а также создавать его самому себе и, возможно, другим – это часть здоровья духа.

Взрослые точно это хорошо умели, будучи детьми. Возможно, поэтому в Евангелии сказано: «Будьте как дети» ?

  1. 5.    Видение

“Или мы будем строить себе будущее, или нам придется терпеть его”

О важности активной позиции в формировании видения того, какой мы хотим видеть нашу жизнь, в последнее время говорится и пишется много. В первую очередь, благодаря развитию коучинга и методов психотерапии, ориентированных на будущее. Напомню, что Носсрат Пезешкиан призывал и в психотерапии и в самопомощи уделять большую часть внимания тому, как мы хотим, чтобы было, а не только тому, как это было и как не было.

  1. 6.    Выбор

Это ключевая активность, определяющая нашу способность к внутренней свободе.

Способность выбирать – одна из самых труднообъяснимых в психологии. Но для того, чтобы выбирать – не обязательно быть психологически  подкованным. Менее образованный, но более открыто-чувствующий человек, возможно, будет выбирать даже более свободно, чем владеющий множеством знаний, которые его и ограничивают. Способность выбирать настолько эмоциональна, сколь и рациональна. Противоположностью способности выбирать есть “невротическое повторение”, когда я проживаю одни и те же чувства, думаю по кругу одни  те же мысли, делаю одни и те же действия. Высвобождение и развитие способности выбирать – важная задача для меня, если я хочу прожить свою настоящую жизнь.

В каких ситуациях, рядом с какими людьми я чувствую себя внутренне свободным?
Что блокирует мою способность выбирать?

  1. 7.    Воля

Как тренировать силу волю, если она систематически прогуливает тренировки?

Немного забытое слово, правда?

Помню, в детстве даже по телевидению сообщали, что проводятся “Международные игры доброй воли”. Воля, оказывается, может быть и не доброй…

Как экзистенциальная активность, воля тесно связана со способностью выбирать.

Я утрачиваю способность выбирать и “что-то выбирает меня”, когда моя воля парализована.

В экзистенциальном анализе Алфрид Лэнгле говорит о том, что воля может болеть и быть блокированной. Зависимости могут быть поняты как болезнь воли человека.

И чтобы помочь человеку вновь стать более свободным, важно помогать  ему высвобождать волю.

Что значит для меня “проявить волю”?
Когда я это делал в последний раз?
Что значат для меня слова, которые так часто говорил Виктор Франкл – Воля к жизни?
Как это – проявлять волю в повседневных мелочах?

  1. 8.    Вера

Величайшая из экзистенциальных способностей людей. Может, как сказано в Евангелии, двигать горами. Может определять нашу судьбу.

На ней можно строить идеологии и государства или же разрушать их.

Но, не смотря на ее величие, вера как способность и как экзистенциальная активность начинается с мелочей и в мелочах проявляется.

На данном этапе своей жизни – во что я точно верю, а во что нет?
Верю ли я  в Бога – и что это значит для меня?
В какие смыслы я верю?
Когда я так поступаю (конкретная ситуация, в которой хочется разобраться) – то это показывает мою веру во что?

Кстати, всему, что здесь написано – можно Верить, можно не Верить. Выбор – за вами.

Я только хотел привлечь Внимание к важным прописным истинам.

Если это оказалось для Вас полезным – то на здоровье! :)

Юрий Кравченко
психотерапевт Института позитивной психотерапии,
участник проекта «Экзистенциальный анализ», г.Киев

 Семинар

Екзистенційне здоров’я – здоров’я людського духу

Практичне застосування екзистенційного  коучінгу  
на основі позитивної психотерапії Н. Пезешкіана та
екзистенційного аналізу В.Франкла, А.Ленгле
при консультуванні та наставництві людей
з християнським світоглядом.

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. В можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий